Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В современных условиях постоянно угрожающей террористической опасности необходимо применение экстраординарных форм управления, особого правового режима и законных средств для оперативной ликвидации или минимизации последствий проявлений терроризма. В результате чего возникает необходимость научной разработки чрезвычайного правового регулирования режима контртеррористической операции как специального вида правового регулирования. Необходимо обратить внимание на то, что экстраординарные правоотношения, складывающиеся в период введения режима контртеррористической операции, нуждаются не только в юридической охране, но и контроле со стороны государства. Необходимость определения пределов действия правового режима контртеррористической операции позволяет соответствовать мерам, которые предусматриваются международными обязательствами Российской Федерации. Соблюдение действия данных пределов позволит более надежно охранять и защищать права человека и не должно повлечь за собой какую-либо дискриминацию населения.
Изучение правового регулирования в области противодействия терроризму, в современной науке, имеет разнообразные подходы, которые высказывают различные точки зрения. В процессуальном плане экстраординарное правовое регулирование имеет следующие стадии: принятие правовых норм чрезвычайного характера, экстраординарных правоотношений, возникающих на фоне террористической угрозы, выполнение обязанностей и реализация прав всех лиц, участвующих в данных правоотношениях. Авторы, рассматривая чрезвычайное законодательство в области борьбы с терроризмом, показывают отличительные особенности данного режима от ординарного правового регулирования, его стадии и присущие ему элементы.
Актуальность работы заключается в том, что чрезвычайное правовое регулирование по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с террористической деятельностью, в современных условиях приобретает особое значение в качестве средства охраны общества и государ¬ства, поддержания уровня национальной безопасности на должном уровне.
Цель и задачи. Целью настоящего исследования является комплексный анализ правового режима контртеррористической операции.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение режима контртеррористической операции как особого комплексного правового института;
- анализ юридических пределов правового режима контртеррористической операции;
- выявление проблем законодательной имплементации правового режима контртеррористических операций .
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования правового режима контртеррористических операций.
Предметом исследования выступают норы права, закрепляющие правовой режим контртеррористических операций, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий и научных статей, монографий.
Методология и (или) методы исследования. Методологическую основу настоящего исследования составил диалектический метод познания. При написании настоящей работы были использованы также такие методы, как: диалектический, логический, формально-юридический и так далее.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографического списка.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
1.1 Режим контртеррористической операции как особый комплексный правовой институт
В условиях постоянно нарастающей террористической угрозы необходимо использование специального правового режима с целью своевременного пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Также следует отметить, что применение чрезвычайных средств управления в процессе противодействия терроризму как в нашей стране, так и за рубежом, не всегда имело четкую правовую основу. Мировая практика показывает множество примеров, когда применение экстраординарных мер в отсутствие правового регулирования может привести к невыполнению в различных формах установлений, содержащихся в Конституции РФ и при¬равненных к ней по юридической силе источника.
Место режима контртеррористической операции в системе российского законодательства всегда затрагивались отечественными правоведами, в основном в области административного права. Общее мнение основывается на точке зрения, которая относит режим контртеррористической операции к специальным административно-правовым режимам. Исходя из этого, авторы делают выводы, что режим контртеррористической операции следует отнести по его отраслевой принадлежности к административному праву. Однако, ученых-юристов редко интересовал вопрос о функциях, методах, предмете и особенностях, касающихся режима контртеррористической операции, в теоретико-правовом аспекте.
Рассматривая предмет экстраординарного режима контртеррористической операции, необходимо обратить внимание на неоднородность тех отношений, которые регулирует данный правовой институт.
Во-первых, в область регулируемых режимом контртеррористической операции отношений входят отношения, которые регулируют вопросы его введения, продления или отмены в условиях террористической угрозы. Данный вид отношений ввиду его специального значения относится к предмету конституционного права .
Во-вторых, в предмет экстраординарного права включаются те отношения, которые возникают в условиях проведения режима контртеррористической операции и имеют нестабильный и критический харак¬тер.
Необходимо отметить, что одновременно и ординарное и чрезвычайное право¬вое регулирование могут параллельно сосуществовать и корректировать отдельные институты ординарного права. Предметные границы особого института режима контртеррористической операции можно определить как совокупность элементов правового регулирования, которые включают в себя:
- основания для введения режима контртеррористической операции;
- лица, уполномоченные вводить режим контртеррористической операции, в соответствии с федеральным законодательством;
- порядок введения режима контртеррористической операции;
- пространственные и временные границы действия режима контртеррористической операции;
- полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления Российской Федерации в области противодействия терроризму, где определяется специальный режим деятельности, допускающий наложение дополнительных обязанностей и ограничений прав граждан, юридических лиц;
- необходимость введения временных изменений при разграничении предметов введения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации .
Отсюда следует, что предметом правового режима контртеррористической операции, являются следующие общественные отношения:
- отношения, возникающие в условиях террористической угрозы, которые нуждаются в государственном контроле и нормализации;
- отношения между субъектами права, привлекаемыми для решения задач по нормализации общественных отношений, которым угрожает террористическая деятельность.
К особенностям правового режима контртеррористической операции как института права, можно отнести:
- Наполнение данного правового режима нормами различных отраслей права, в том числе конституционного и административного права. Данная особенность указывает на межотраслевой и комплексный характер режима контртеррористической операции.
- По своему характеру режим контртеррористической операции представляет собой публично-правовой институт, имеющий цель охрану человека, общества и государства от угрозы террористического характера.
- Наличие таких способов регулирования, как обязывания, запреты и правоограничения, а среди методов, применяемых в ходе проведения режима контртеррористической операции, превалируют императивные начала.
В ходе проведения режима контртеррористической операции, как и в других правовых режимах чрезвычайного характера, могут применяться особые публично-правовые средства регулирования, к которым относятся:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. О чрезвычайном положении : федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. №3– ФКЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 23. – Ст. 2277.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон от 30 дек. 2001 № 195– ФЗ (ред. от 06.03.2022) // Собрание законодательства РФ . – 2002. – № 1 (ч. I). – Ст. 1.
4. О противодействии терроризму : федеральный закон от 06.03.2006 № 35– ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 11. – Ст. 1146.
5. О полиции: федеральный закон от 07 февраля 2011 № З– ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
Акты судебной практики
6. Решение судьи Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 15.12.2015 по делу 5-54/2015 // Судебное делопроизводство Назрановского районного суда РИ (Электронный ресурс). Режим доступа: https://nazran– – ing.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo. (дата обращения: 23.03.2022 г.)
7. Решение судьи Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 09.10.2015 по делу 5-33/2015 // Судебное делопроизводство Назрановского районного суда РИ (Электронный ресурс). Режим доступа: https://nazran– – ing.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo. (дата обращения: 23.03.2022 г.)
Литература
8. Алешин, В. В. Правовые основы применения режима чрезвычайного положения и режима контртеррористической операции / В.В. Алешин // Современное право. – 2018. – № 4. – С. 31– 32.
9. Анищенко, К. Ф. Правовые основы противодействия терроризму в России: краткий анализ Федерального закона «О противодействии терроризму» / К.Ф. Анищенко // Теория и практика общественного развития. 2006. – №5. Т.2. – С. 87– 92.
10. Басова, Ю.Ю. Функциональная структура системы обеспечения законности в чрезвычайных ситуациях / Ю.Ю. Басова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. - 2020. - Т. 6 (72). - № 3. - С 181-189.
11. Березин, Е.А. Пределы правового регулирования общественных отношений: проблемы понимания, классификация и значение в механизме правового регулирования / Е.А. Березина // Научно–практический юридический журнал: Актуальные проблемы российского права. – 2020. – т. 15. – № 4. – С. 48.
12. Донская, М.В. Национальная безопасность в свете поправок в Конституцию РФ: вектор совершенствования законодательства / М.В. Донская // Вестник экономической безопасности. - 2021. - № 1. - С. 44-48.
13. Кочои, С.М. Пробелы в законодательстве о терроризме и предложения по их устранению / С.М. // Всероссийский криминологический журнал. – 2016. – №4. – С. 19– 24.
14. Кочои, С.М. Противодействие терроризму: политика и право / С.М. Кочои // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». – 2018. Т. 18. – № 1. – С. 110– 114.
15. Метельков, А. Н. О совершенствовании правовых условий проведения контртеррористической операции и введении административно– правового режима контртеррористической операции / А.Н. Метельников // Вестник ЮУрГУ. – Серия «Право». – 2015. – Т.15. – №1. – С.72– 78.
16. Осипов, А.П. Противодействие терроризму и экстремизму / А.П. Осипов // Журнал Закон и право. – 2021. – № 1. – С. 89– 91.
17. Померлян, А. Н. Проблемы ограничения и осуществления прав человека и гражданина в условиях действия чрезвычайного режима / А.Н. Пармелян // Право и образование. – 2017. – № 6. – С. 114– 117.
18. Романовский, В.Г. Экстраординарная ситуация: понятие, пра-вовой режим, особенности регулирования / В.Г. Романовский // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2021. - Т. 9. - № 1 (33).
19. Смолина, Д.В. Режим контртеррористической операции в контексте особых правовых режимов / Д.В. Смолина, А.В. Андреев // Юридический вестник ДГУ. – 2016. – № 2. – С. 69– 72.
20. Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика / Ю.А. Тихомиров. – М.: Формула права, 2010. – 400 с.